Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.12.2024, 12:39

Сайт учителя математики ГБОУ школы 163 -БОНДАРЕНКО Е.И.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научно-методическая деятельность

Научно-методическая деятельность
 
 «Учить не мыслями, а мыслить»
Эммануил Кант
«Научно-методическая деятельность»
 «Дифференциация учебного материала и ее роль в обученности учащихся в процессе преподавания математики».
  Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
    История возникновения и развития дифференцированного обучения как формы организации учебной деятельности школьников среднего и старшего звена, при которой учитываются их склонности, интересы и способности, тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость на определенных этапах развития образования:
  до средины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);
  в конце XIX века дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;
  в 20-е годы XX века В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).
В России необходимость дифференцированного обучения провозглашена еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников – прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам, в соответствии со своими способностями и возможностями.
   Дифференцированный подход осуществлялся и во внеклассной работе.
   Особую актуальность дифференциация получила в 50-60 гг. При этом акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучать предметы в избранной ими области знаний. В 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия. В последние годы – профильное обучение, курсы по выбору, факультативы.
 
Психолого-педагогической сущностью современных отечественных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов каждого школьника.
 
Социальная сущность заключается в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
 
Дидактическая сущность проявляется в решении назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новых мотивационных положениях.
   В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
  по образовательным целям;
  по уровням выполнения заданий;
  по времени обучения, времени выполнения заданий;
  по содержанию обучения;
  по последовательности учебного материала;
  по структуре учебного материала;
  по подходам к обучению;
  по видам учебной деятельности;
  по способам применения заданий;
  по оценке деятельности.
   Таким образом, дифференцированное обучение – это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные (относительно однородные) группы (либо в малые группы внутри класса – внутренняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.
  Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс). Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.  Особенностью внутренней дифференциации на современном этапе является ее направленность не только на детей, испытывающих трудности  в обучении, но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных способностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.
   Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
   Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: 
  базовый уровень – определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса;
  продвинутый уровень – некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний  в различных ситуациях;
  высокий уровень – дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.
 
 
 
  Успешность и эффективность осуществления уровневой дифференциации зависит от ряда условий:
  выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;
  наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения (уровень преподавания должен быть в целом выше, чем уровень обязательной подготовки, каждый ученик должен в полном объеме услышать материал со всеми доказательствами, обоснованиями, рассуждениями);
  в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням;
  добровольность в выборе уровня усвоения;
  содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход;
  формирование мобильных групп.
 
В педагогической теории и практике наработан большой арсенал методов и средств дифференциации в условиях урочных (общеклассных) форм обучения. Они отличаются по своей сложности и продуктивности:
  разноуровневое изложение материала;
  вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
  целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;
  варианты лингвистического построения речи учителя в зависимости от типа восприятия ученика (визуалы, аудиалы, кинестетики);
  многократное повторение изложенного в течение урока;
  использование наглядности;
  дифференцированная работа с учебной литературой;
  дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся;
  дифференцированная самостоятельная работа;
  групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля;
  дозированная помощь со стороны учителя;
  индивидуальный опрос;
  дифференцированный контроль;
  самоконтроль по образцам и критериям;
  программированный контроль;
  индивидуализация домашней работы;
  дифференциация темпов изучения.
 
Планирование различных видов дифференцированной помощи:
  указание типа задачи, правила, на которое опирается задание;
  дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция);
  указание алгоритма решения или выполнения;
  указание аналогичной задачи, решенной ранее;
  объяснение хода выполнения подобного задания;
  выполнение вспомогательных наводящих заданий;
  поиск определенных ассоциаций;
  раскрытие причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания;
  расчленение сложного задания на элементарные составные части;
  постановка наводящих вопросов;
  указание правил, на основании которых выполняется задание;
  предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания;
Осуществление дифференцированного подхода на уроках
 
   а) набор карточек для разных классов, по разным темам, которые я использую на уроках, это могут быть задания различные по содержанию и по способу выполнения, а может быть одно и тоже задание, например:
    алгебра 7 класс                                       3 уровень: упростить выражение
   «Рациональные дроби»                          2 уровень: задание с планом его выполнения
                                                                     1 уровень: заполнить пропуски в решении
 
б) наборы задач для осуществления зачетов включают в себя, например, 16 заданий, из которых 1 – 5 «3»
               6 – 10 «4»
               11 – 16 «5»
Таким образом, ученик видит весь набор заданий и может сам выбрать свой уровень, решить для себя будет ли он двигаться дальше или нет (примеры зачетов по а-8, м-6).
 
в) поэтапное дифференцирование:
   1) повторение
        уровень 1 – выберите верный ответ, исправьте ошибку;
        уровень 2 – назовите используемое правило, закончите решение;
        уровень 3 – объясните причину ошибки, сформулируйте определения, используемые 
                             в задаче.
   2) изучение нового материала и его закрепление
         уровень 1 – отработка навыков на простейших задачах; 
         уровень 2 – упражнения, требующие хорошего понимания основных положений темы;
        уровень 3 – творческие задания, консультанты.
   3) контроль знаний
        уровень 1 – задания по образцу;
        уровень 2 – выделяют главное в решении;
        уровень 3 – работают с дополнительным материалом.
 
г) на своих уроках я очень часто использую, особенно на уроках геометрии, задачи на готовых чертежах. Считаю это универсальной формой работы, которую можно использовать на разных этапах урока, с любым классом, на любую тему. С помощью этих задач:
 осуществляется дифференцированный подход, например:
уровень 1 – записать условие, заключение, решение задачи;
уровень 2 – записать только решение с выделением основных свойств и признаков объекта;
уровень 3 – устное решение и формулирование необходимых теоретических положений;
 ускоряется процесс работы, можно решить больше задач за урок;
 можно очень продуктивно организовать устную работу в процессе повторения в начале урока; математические диктанты; зачеты;
 осуществляется повторение и систематизация знаний учащихся; мною разработаны и проводятся уроки 20 задач, на которых нужно успеть за урок проговорить решение 20 задач, а это возможно только на готовых чертежах.
 
Технология дифференцированного обучения
   Еще Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все сделать сам. Нет детей, ни к чему не способных. Способности можно развивать, не развивать или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является дифференцированное обучение.
  Психологи теоретически и экспериментально подтвердили, что при благоприятных социальных условиях у человека создаются предпосылки для развития специальных способностей. Учитывая особенности возрастной психологии и физиологии ребенка, можно управлять процессом развития специальных способностей.
   В структуре математических способностей можно выделить и проанализировать две основные группы компонентов: быстроту усвоения и активность мышления.
   Быстрота усвоения характеризуется следующими уровнями:
1) дословное повторение текста;
2) частичное повторение;
3) воспроизведение 50% текста;
4) самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста;
5) воспроизведение текста с помощью учителя;
6) воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается;
7) замедленное, невнятное воспроизведение текста;
8) умственная отсталость (затухание развития).
Активность мышления характеризуется следующими уровнями:
1) плодотворная работа на протяжении всего урока;
2) работа со «вспышками»;
3) неполная работоспособность;
4) быстрая утомляемость;
5) игнорирование заданий.
Рассматривая различные комбинации из уровней быстроты усвоения и активности мышления, можно выделить три группы учащихся с различными математическими способностями:
  Группа А – учащиеся, имеющие хорошие математические способности (быстрота усвоения 1-4, активность мышления 1-2);
  Группа В – учащиеся, имеющие средние математические способности (быстрота усвоения 4-6, активность мышления 2-3);
  Группа С – учащиеся, имеющие низкие математические способности (быстрота усвоения 7-8, активность мышления 4-5).
 
    Проанализировав все данные, в классе можно сформировать три группы учащихся, по-разному относящие к математике. И родители, и дети должны понять, что состав группы не закреплен раз и навсегда. Всегда можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.  Важным моментом дифференциации обучения является размещение детей в классе в зависимости от вида работы: а) по одному; б) по парам; в) по группа; г) по вариантам; д) по «творческим союзам».

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ТЕСТЫ
В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ НЕРАВЕНСТВ

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz