Научно-методическая деятельность
«Учить не мыслями, а мыслить»
Эммануил Кант
«Научно-методическая деятельность»
«Дифференциация учебного материала и ее роль в обученности учащихся в процессе преподавания математики».
Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
История возникновения и развития дифференцированного обучения как формы организации учебной деятельности школьников среднего и старшего звена, при которой учитываются их склонности, интересы и способности, тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость на определенных этапах развития образования:
до средины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);
в конце XIX века дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;
в 20-е годы XX века В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).
В России необходимость дифференцированного обучения провозглашена еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников – прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам, в соответствии со своими способностями и возможностями.
Дифференцированный подход осуществлялся и во внеклассной работе.
Особую актуальность дифференциация получила в 50-60 гг. При этом акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучать предметы в избранной ими области знаний. В 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия. В последние годы – профильное обучение, курсы по выбору, факультативы.
Психолого-педагогической сущностью современных отечественных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов каждого школьника.
Социальная сущность заключается в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
Дидактическая сущность проявляется в решении назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новых мотивационных положениях.
В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
по образовательным целям;
по уровням выполнения заданий;
по времени обучения, времени выполнения заданий;
по содержанию обучения;
по последовательности учебного материала;
по структуре учебного материала;
по подходам к обучению;
по видам учебной деятельности;
по способам применения заданий;
по оценке деятельности.
Таким образом, дифференцированное обучение – это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные (относительно однородные) группы (либо в малые группы внутри класса – внутренняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.
Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс). Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. Особенностью внутренней дифференциации на современном этапе является ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных способностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения:
базовый уровень – определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса;
продвинутый уровень – некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях;
высокий уровень – дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.
Успешность и эффективность осуществления уровневой дифференциации зависит от ряда условий:
выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;
наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения (уровень преподавания должен быть в целом выше, чем уровень обязательной подготовки, каждый ученик должен в полном объеме услышать материал со всеми доказательствами, обоснованиями, рассуждениями);
в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням;
добровольность в выборе уровня усвоения;
содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход;
формирование мобильных групп.
В педагогической теории и практике наработан большой арсенал методов и средств дифференциации в условиях урочных (общеклассных) форм обучения. Они отличаются по своей сложности и продуктивности:
разноуровневое изложение материала;
вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;
варианты лингвистического построения речи учителя в зависимости от типа восприятия ученика (визуалы, аудиалы, кинестетики);
многократное повторение изложенного в течение урока;
использование наглядности;
дифференцированная работа с учебной литературой;
дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся;
дифференцированная самостоятельная работа;
групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля;
дозированная помощь со стороны учителя;
индивидуальный опрос;
дифференцированный контроль;
самоконтроль по образцам и критериям;
программированный контроль;
индивидуализация домашней работы;
дифференциация темпов изучения.
Планирование различных видов дифференцированной помощи:
указание типа задачи, правила, на которое опирается задание;
дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция);
указание алгоритма решения или выполнения;
указание аналогичной задачи, решенной ранее;
объяснение хода выполнения подобного задания;
выполнение вспомогательных наводящих заданий;
поиск определенных ассоциаций;
раскрытие причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания;
расчленение сложного задания на элементарные составные части;
постановка наводящих вопросов;
указание правил, на основании которых выполняется задание;
предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания;
Осуществление дифференцированного подхода на уроках
а) набор карточек для разных классов, по разным темам, которые я использую на уроках, это могут быть задания различные по содержанию и по способу выполнения, а может быть одно и тоже задание, например:
алгебра 7 класс 3 уровень: упростить выражение
«Рациональные дроби» 2 уровень: задание с планом его выполнения
1 уровень: заполнить пропуски в решении
б) наборы задач для осуществления зачетов включают в себя, например, 16 заданий, из которых 1 – 5 «3»
6 – 10 «4»
11 – 16 «5»
Таким образом, ученик видит весь набор заданий и может сам выбрать свой уровень, решить для себя будет ли он двигаться дальше или нет (примеры зачетов по а-8, м-6).
в) поэтапное дифференцирование:
1) повторение
уровень 1 – выберите верный ответ, исправьте ошибку;
уровень 2 – назовите используемое правило, закончите решение;
уровень 3 – объясните причину ошибки, сформулируйте определения, используемые
в задаче.
2) изучение нового материала и его закрепление
уровень 1 – отработка навыков на простейших задачах;
уровень 2 – упражнения, требующие хорошего понимания основных положений темы;
уровень 3 – творческие задания, консультанты.
3) контроль знаний
уровень 1 – задания по образцу;
уровень 2 – выделяют главное в решении;
уровень 3 – работают с дополнительным материалом.
г) на своих уроках я очень часто использую, особенно на уроках геометрии, задачи на готовых чертежах. Считаю это универсальной формой работы, которую можно использовать на разных этапах урока, с любым классом, на любую тему. С помощью этих задач:
осуществляется дифференцированный подход, например:
уровень 1 – записать условие, заключение, решение задачи;
уровень 2 – записать только решение с выделением основных свойств и признаков объекта;
уровень 3 – устное решение и формулирование необходимых теоретических положений;
ускоряется процесс работы, можно решить больше задач за урок;
можно очень продуктивно организовать устную работу в процессе повторения в начале урока; математические диктанты; зачеты;
осуществляется повторение и систематизация знаний учащихся; мною разработаны и проводятся уроки 20 задач, на которых нужно успеть за урок проговорить решение 20 задач, а это возможно только на готовых чертежах.
Технология дифференцированного обучения
Еще Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все сделать сам. Нет детей, ни к чему не способных. Способности можно развивать, не развивать или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является дифференцированное обучение.
Психологи теоретически и экспериментально подтвердили, что при благоприятных социальных условиях у человека создаются предпосылки для развития специальных способностей. Учитывая особенности возрастной психологии и физиологии ребенка, можно управлять процессом развития специальных способностей.
В структуре математических способностей можно выделить и проанализировать две основные группы компонентов: быстроту усвоения и активность мышления.
Быстрота усвоения характеризуется следующими уровнями:
1) дословное повторение текста;
2) частичное повторение;
3) воспроизведение 50% текста;
4) самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста;
5) воспроизведение текста с помощью учителя;
6) воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается;
7) замедленное, невнятное воспроизведение текста;
8) умственная отсталость (затухание развития).
Активность мышления характеризуется следующими уровнями:
1) плодотворная работа на протяжении всего урока;
2) работа со «вспышками»;
3) неполная работоспособность;
4) быстрая утомляемость;
5) игнорирование заданий.
Рассматривая различные комбинации из уровней быстроты усвоения и активности мышления, можно выделить три группы учащихся с различными математическими способностями:
Группа А – учащиеся, имеющие хорошие математические способности (быстрота усвоения 1-4, активность мышления 1-2);
Группа В – учащиеся, имеющие средние математические способности (быстрота усвоения 4-6, активность мышления 2-3);
Группа С – учащиеся, имеющие низкие математические способности (быстрота усвоения 7-8, активность мышления 4-5).
Проанализировав все данные, в классе можно сформировать три группы учащихся, по-разному относящие к математике. И родители, и дети должны понять, что состав группы не закреплен раз и навсегда. Всегда можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения. Важным моментом дифференциации обучения является размещение детей в классе в зависимости от вида работы: а) по одному; б) по парам; в) по группа; г) по вариантам; д) по «творческим союзам».
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ТЕСТЫ
В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ НЕРАВЕНСТВ