Рабочая программа по алгебре. 8-й класс
- БОНДАРЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА, учитель математики
Разделы: Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом образовательного стандарта первого поколения (приказ МО РФ от 05.03.04г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»)
- Программой для общеобразовательных учреждений «Алгебра. 7-9» / составитель Т.А.Бурмистрова, авт. Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович. – Москва, Просвещение, 2009.
Учебный предмет «Математика» изучается по модулям «Алгебра» и «Геометрия».
Содержание рабочих программ по модулям «Алгебра» и «Геометрия» полностью соответствует содержанию исходных программ. Обучение ведется по учебникам: Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений./ Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова, С.Б.Бунимович, и др. – М.Просвещение, 2010г.
Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / А.В.Погорелов – М., Просвещение, 2009г.
Место предмета в учебном плане
Место предмета в базисном учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета «Математика» отведено 5 часов в неделю. Курс «Алгебры» изучается по 3 часа в неделю (всего 108часа), геометрия по 2 часа в неделю, всего 72 часа.
При этом в классном журнале для фиксации прохождения программы будет использована одна страница для всех разделов. Порядок заполнения классных журналов определяется локальным актом ОУ.
Изучение алгебры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Основные задачи курса направлены на:
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их пи решении задач математики и смежных предметов;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного математического моделирования прикладных задач;
- овладение приемами вычислений на калькуляторе;
- осуществление функциональной подготовки школьников.
Основные направления:
- повышение теоретического уровня обучения, постепенное усиление роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений;
- усиление практической направленности обучения, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Алгебраические дроби. 23 часа
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраических дробей. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем, его свойства. Выделение множителя – степени десяти – в записи числа.
2. Квадратные корни. 17 часов
Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения квадратного корня. Свойства арифметического квадратного корня и их применение к преобразовании выражений. Корень третьей степени, понятие о корне n-степени из числа. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. График зависимостей у = , у = .
3. Квадратные уравнения. 20 часов
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение текстовых задач составлением квадратных уравнений. Теорема Виета. Разложение на множители квадратного трехчлена.
4. Системы уравнений. 18 часов
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, его график. Примеры решения уравнений в целых числах. Система уравнений: решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными, графическая интерпретация. Примеры решения нелинейных систем. Решение текстовых задач составлением систем уравнений. Уравнения с несколькими переменными.
5. Функции. 14 часов
Функция. Область определения и область значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции, сохранение знака на промежутке, нули функции. Функции у = kх, у = kх + l, у = k/х и их графики. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы.
6. Вероятность и статистика. 6 часов
Статистические характеристики ряда данных, медиан, среднее арифметическое, размах. Таблица частот. Вероятность равновозможных событий. Классическая формула вычисления вероятности события и условия ее применения. Представление о геометрической вероятности.Повторение.
Итоговая контрольная работа. 10 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения; решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Литература для учителя
- Федеральный компонент образовательного стандарта первого поколения (приказ МО РФ от 05.03.04г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»)
- Примерная программа основного общего образования по математике. М.Просвещение, 2004г.
- Программа для общеобразовательных учреждений «Алгебра. 7-9» / составитель Т.А.Бурмистрова, авт. Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович.– Москва, Просвещение, 2009.
- Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений./ Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова, С.Б.Бунимович, и др./ – М.Просвещение, 2010г.
- Алгебра: Дидактические материалы для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.П.Евстафьева, А.П.Карп/ – М.Просвещение.
Тематическое планирование учебного курса АЛГЕБРЫ 8 класс
п/п |
Тема урока |
Домашнее задание |
|
Алгебраические дроби (33 часа) |
|
1 |
Алгебраические дроби |
П 1.1 №5 (а-в), 9, 11 |
2 |
Алгебраические дроби |
П 1.1 №13, №15, №16 |
3 |
Основное свойство дроби |
П 1.2 №42, №44, |
4 |
Основное свойство дроби |
П 1.2 ,№49, №51, |
5 |
Основное свойство дроби |
П 1.2 №46 (а, б), №50 |
6 |
Сложение и вычитание алгебраических дробей |
П 1.3 №63, №65 (а-в), №72 (а-г), |
7 |
Сложение и вычитание алгебраических дробей |
П 1.3 №74, №78 (а-в), 79 (в, г), |
8 |
Сложение и вычитание алгебраических дробей |
П 1.3, ), №90, №94 (а-в), №96 |
9 |
Сложение и вычитание алгебраических дробей |
П 1.3, №97, №99 (в, г), №105 (а) |
10 |
Сложение и вычитание алгебраических дробей |
Тест |
11 |
Сложение и вычитание алгебраических дробей |
ДКР |
12 |
Умножение и деление алгебраических дробей |
П 1.4 №106, №110, №114 |
13 |
Умножение и деление алгебраических дробей |
П 1.4 ,№113, №115, №116, |
14 |
Умножение и деление алгебраических дробей |
П 1.4 , №111 (в), №112(в), №117 (а) |
15 |
Умножение и деление алгебраических дробей |
П 1.4 , №108, №111, №117 |
16 |
Умножение и деление алгебраических дробей |
С53 |
17 |
Все действия с алгебраическими дробями |
Тест |
18 |
Все действия с алгебраическими дробями |
Тест |
19 |
Все действия с алгебраическими дробями |
ДКР |
20 |
Все действия с алгебраическими дробями |
Тест |
21 |
Все действия с алгебраическими дробями |
Тест |
22 |
Все действия с алгебраическими дробями |
ДКР |
23 |
Степень с целым показателем |
П. 1.5. №132,149 |
24 |
Степень с целым показателем |
П. 1.5. №126,150, 152 |
25 |
Свойства степени с целым показателем |
П. 1.6. № 136,155, 156 |
26 |
Свойства степени с целым показателем |
П. 1.6. № 162,166, 169 |
27 |
Свойства степени с целым показателем |
П. 1.6. № 163,170, 173 |
28 |
Решение уравнений и задач |
П. 1.7 № 176 (а, д), 178 (а-г) |
29 |
Решение уравнений и задач |
П. 1.7, № 180,190 (а-в) |
30 |
Решение уравнений и задач |
П. 1.7. Ха 185,186, 191 (а-в) |
31 |
Решение уравнений и задач |
Тест |
32 |
Решение уравнений и задач |
ДКР |
33 |
Контрольная работа №1 |
Проверь себя |
|
Квадратные корни (19 часов) |
|
34 |
Анализ контрольной работы. Задача о нахождении стороны квадрата |
П. 2.1. №228,230, 233,255 |
35 |
Анализ контрольной работы. Задача о нахождении стороны квадрата |
П. 2.1. №237,238, 240,243 |
36 |
Иррациональные числа |
П. 2.2. №249,252, 257,260 |
37 |
Иррациональные числа |
П. 2.2. №262,268, 271,272 (а, б) |
38 |
Теорема Пифагора |
П. 2.3. №277,281, 287 |
39 |
Теорема Пифагора |
П. 2.3. № 284,288, 291 |
40 |
Квадратный корень - алгебраический подход |
П. 2.4. № 294,295, 296(а-в), 301 |
41 |
Квадратный корень - алгебраический подход |
П. 2.4. № 303 (аг-в), 308, 310 |
42 |
Свойства квадратных корней |
П. 2.5. № 320,326, 330,333 |
43 |
Свойства квадратных корней |
П. 2.5. № 322,336, 338 |
44 |
Свойства квадратных корней |
П. 2.5. № 339,342, 346 |
45 |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
П. 2.6. № 349 (а-в), 351 (а-в), 357,358 |
46 |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
П. 2.6. № 355,360, 362 |
47 |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
П. 2.6. № 361 (а, б), 363,375 |
48 |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
Тест |
49 |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
ДКР |
50 |
Кубический корень |
П. 2.7. № 383,388 |
51 |
Кубический корень |
П. 2.7. № 384,390, 393 |
52 |
Контрольная работа №2 |
Проверь себя |
53 |
Контрольная работа за первое полугодие |
|
54 |
Контрольная работа за первое полугодие |
|
|
Квадратные уравнения (24 часа) |
|
55 |
Анализ зачетной работы. Какие уравнения называют квадратными |
П. 3.1. №402,404, 405 (аг-в) |
56 |
Анализ зачетной работы. Какие уравнения называют квадратными |
П. 3.1. №403,407, 408 |
57 |
Формула корней квадратного уравнения |
П. 3.2. №412 (а-в), 415 (а, б), 419 (а-в) |
58 |
Формула корней квадратного уравнения |
П. 3.2. № 416 (е-ж), 421 (а-в), 422 |
59 |
Формула корней квадратного уравнения |
П. 3.2. № 417 (д), 423 (в), 425 |
60 |
Формула корней квадратного уравнения |
П. 3.2. №423 (г), 424 (в), 426 |
61 |
Формула корней квадратного уравнения |
Тест |
62 |
Формула корней квадратного уравнения |
ДКР |
63 |
Вторая формула корней квадратного уравнения |
П. 3.3. №432 (а), 434 (б), 435 (в). РТ: № 172,175 |
64 |
Вторая формула корней квадратного уравнения |
П. 3.3. №437 (г), 438,439 (а). РТ: № 195 |
65 |
Вторая формула корней квадратного уравнения |
Тест |
66 |
Решение задач |
П. 3.4. №445,448. РТ: № 173,176 |
67 |
Решение задач |
П. 3.4. №450,451, 457,462 |
68 |
Решение задач |
П. 3.4. №461,466, 459 |
69 |
Неполные квадратные уравнения |
П. 3.5. №473 (а, г, е), 475(д), 477 (д) |
70 |
Неполные квадратные уравнения |
П. 3.5. №479,481, 485(b) |
71 |
Неполные квадратные уравнения |
П. 3.5. №487 (и), 491,492 (в), 494 |
72 |
Теорема Виета |
П. 3.6. №500 (в), 501 (б), 502 (г), 504 |
73 |
Теорема Виета |
П. 3.6. №503 (в), 505 (д), 506 (д-ж) |
74 |
Разложения квадратного трехчлена на множители |
П. 3.7. №518 (в), 520 (и), 524 (д-ж) |
75 |
Разложения квадратного трехчлена на множители |
П. 3.7. №523 (в), 526 |
76 |
Разложения квадратного трехчлена на множители |
П. 3.7. №530 (в), 525 |
77 |
Разложения квадратного трехчлена на множители |
Тест |
78 |
Разложения квадратного трехчлена на множители |
ДКР |
79 |
Контрольная работа №3 |
Проверь себя |
|
Система уравнений (22 часа) |
|
80 |
Анализ контрольной работы. Линейные уравнения с двумя переменными |
П. 4.1. №540 (в), 541, 543 |
81 |
Линейные уравнения с двумя переменными |
П. 4.1. №545, 548, 559 |
82 |
Линейные уравнения с двумя переменными |
П. 4.1. №561, 564, 566 |
83 |
Уравнение прямой вида y=kx+l |
П. 4.2. №572, 574, 575 |
84 |
Уравнение прямой вида y=kx+l |
П. 4.2. №581, 584, 586 |
85 |
Уравнение прямой вида y=kx+l |
П. 4.2. №590, 592, 594, 587 |
86 |
Решение систем способом сложения |
П. 4.3. №597, 598, 601, 603 |
87 |
Решение систем способом сложения |
П. 4.3. №605, 607, 608 |
88 |
Решение систем способом сложения |
П. 4.3. №606, 609, 610 |
89 |
Решение систем способом подстановки |
П. 4.4. №614 (в), 615 (в, е), 616 (в), 618(6) |
90 |
Решение систем способом подстановки |
П. 4.4. № 621 (а), 623 (в), 625 (б) |
91 |
Решение систем способом подстановки |
П. 4.4. №624 (г), 626 (а), 627 (в) |
92 |
Решение систем способом подстановки |
ДКР |
93 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
П. 4.5. №629 (а), 631. РТ: № 224,226 |
94 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
П. 4.5. № 633,640. РТ: № 219,220 |
95 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
П. 4.5. № 644,646 (а). РТ: № 214,218 |
96 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
П. 4.5. №642,646 (б), 647 |
97 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
ДКР |
98 |
Задачи на координатной плоскости |
П. 4.6. № 668, 669 (а), 670 (а) |
99 |
Задачи на координатной плоскости |
П. 4.6. № 672 (а), 674, 676,670 (б) |
100 |
Задачи на координатной плоскости |
ДКР |
101 |
Контрольная работа №4 |
Проверь себя |
|
Функции (18 часов) |
|
102 |
Анализ контрольной работы. Чтение графиков |
П. 5.1. № 686,688. РТ: № 227 |
103 |
Чтение графиков |
П. 5.1. №689,691. РТ: № 228 |
104 |
Что такое функция |
П. 5.2. №697,699. РТ: № 234 |
105 |
Что такое функция |
П. 5.2. №697,700, 702 (а, б) |
106 |
График функции |
П. 5.3. №719,721, 724(a) |
107 |
График функции |
П. 5.3. № 722 (а), 725 (б), 736, 738 |
108 |
Свойства функции |
П. 5.4. № 742,744 (в), 750,751 (а) |
109 |
Свойства функции |
П. 5.4. №747 (в), 749 (в), 752 |
110 |
Линейная функция |
П. 5.5. № 757 (а), 758 (б), 760 |
111 |
Линейная функция |
П. 5.5. № 765, 768 (б), 774 |
112 |
Линейная функция |
П. 5.5. № 773 (б), 776, 778 |
113 |
Линейная функция |
Практическая работа |
114 |
Линейная функция |
Практическая работа |
115 |
Функция y=k/x и ее график |
П. 5.6. №255,256, 257,258,259 |
116 |
Функция y=k/x и ее график |
П. 5.6. №787 (а), 791,792,794 (а) |
117 |
Функция y=k/x и ее график |
Практическая работа |
118 |
Функция y=k/x и ее график |
Практическая работа |
119 |
Контрольная работа №5 |
Проверь себя |
|
Вероятность и статистика (6 часов) |
|
120 |
Анализ контрольной работы. Статистические характеристики |
П. 6.1. №805 (б), 806.812(a) |
121 |
Статистические характеристики |
П. 6.1. №807,813. РТ: № 260 |
122 |
Статистические характеристики |
П. 6.1. №811. № 261 |
123 |
Вероятность равновозможных событий |
П. 6.2. №815,819 (а), 821 |
124 |
Вероятность равновозможных событий |
П. 6.2. № 265,266 |
125 |
Вероятность равновозможных событий |
Тест |
126 |
Геометрические вероятности |
П. 6.3. № 823,825 |
127 |
Контрольная работа за год |
|
128 |
Контрольная работа за год |
|
129 |
Повторение Алгебраические дроби |
Тренажер |
130 |
Повторение Алгебраические дроби |
Тренажер |
131 |
Повторение Квадратные корни |
Тренажер |
132 |
Повторение Квадратные корни |
Тренажер |
133 |
Повторение Системы уравнений |
Тренажер |
134 |
Повторение Системы уравнений |
Тренажер |
135 |
Повторение Графики |
Тренажер |
136 |
Повторение Графики |
Тренажер |