Срезовые контрольные работы выпускных классов
|
2010/2011 |
2011/2012 |
2012/2013 |
2013/2014 |
2014/2015 |
Средний балл |
Процент успевающих учащихся |
97,6 |
98,7 |
96,8 |
100 |
100 |
98,7 |
Процент учащихся с отметкой 4 и выше |
66,7 |
28,57 |
27 |
62 |
53,2 |
47,5 |
Средний балл |
3,67 |
3,29 |
3,51 |
3,98 |
3.89 |
3,67 |
Справка по итогам
проводимых исследований уровня мотивации к школьному предмету
«Математика» и «Алгебра» в 5-8 классах за 2010-2015
учебные годы (учитель Бондаренко Е.И.)
Исследование ведется путем мониторинга изучения уровня мотивации ко всем школьным дисциплинам, с целью выявления рейтинга предметов и заинтересованности учащихся образовательным процессом. Исследование проводится два раза в год (1, 2 полугодие). Методики, используемые в данном исследовании:
№1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся Н.Г. Лускановой (Овчарова, 1996)
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса |
оценка за 1-й ответ |
оценка за 2-й ответ |
оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
№2. Методика «отношение к предметам» Л.Б. Балабкиной (2000г.)
В средней и старшей школе, когда отношение к учебным предметам дифференцируется, начинают осознаваться причины избирательного отношения к ним, целесообразно сопоставлять информацию об общей направленности учебной мотивации в классе (полученную, например, с помощью рисуночных методик) с результатами анкетирования.
Очень информативный вариант подобной анкеты предложен Л. Балабкиной (2000) в рамках целостной программы подготовки к психолого-педагогическому консилиуму, посвященному проблеме учебной мотивации. Мы остановимся только на одном из ее элементов — анкете, позволяющей выявить отношение учащихся к каждому преподаваемому им предмету.
Анкетирование, как правило, проводится в групповой форме. Для получения достоверных результатов важно соблюдать ряд условий:
□ обеспечить конфиденциальность полученных сведений, которые, как и в работе с любыми другими методиками, предоставляются педагогам или самим учащимся в ситуации предоставления обратной связи только в обобщенном виде;
□ создать условия для максимальной искренности учащихся, прежде всего благодаря выбору в качестве опрашивающего лица того, кому они доверяют; очевидно, что анкетирование, проводимое учителем, которого весь класс боится до дрожи в коленках, даст искаженные данные, причем не только о предмете этого учителя, но и о многих других.
Процедура анкетирования вполне допускает групповую работу. При возможности учащихся снабжают готовыми бланками анкет. При отсутствии таковой можно предложить каждому приготовить бланк для себя самостоятельно, перерисовав его с доски или просто под диктовку. Эта задача вполне по силам даже пятиклассникам.
Инструкция формулируется следующим образом: «Оцени, пожалуйста, свое отношение к перечисленным учебным предметам, пользуясь следующей шкалой: 2 — это про меня; 1 — не уверен; 0 — это не про меня».
Для характеристики отношения к учебным предметам предлагаются следующие критерии:
□ я знаю этот предмет;
□ я люблю им заниматься;
□ с удовольствием иду на урок;
□ никогда не пропускаю этот урок без уважительной причины;
□ доволен отношением учителя ко мне;
□ всегда понимаю объяснения нового материала;
□ домашние задания по этому предмету всегда выполняю сам;
□ читаю много дополнительной литературы по предмету (посещаю факультатив, кружок).
Для создания анкетного бланка вполне достаточно нарисовать таблицу, в строках которой перечислены преподаваемые в данном классе предметы, а в столбцах — критерии для их оценки (см. с. 168).
Обработка и интерпретация результатов начинается с подсчета индивидуальных сумм баллов, характеризующих отношение каждого конкретного учащегося ко всем предложенным для оценки предметам (максимальная сумма баллов — 16, минимальная — 0).
Полученная сумма баллов определяет тип отношения учащегося к предмету:
□ 16-14 баллов — активно-положительное (А);
□ 13—10 баллов — положительное (П);
|
Предмет |
|||||||||||
|
Русский язык |
Литература |
Алгебра |
Геометрия |
История |
История СПб |
География |
Биология |
Физика |
Физкультура |
Рисование |
|
Я знаю этот предмет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я люблю им заниматься |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С удовольствием иду на урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Никогда не пропус -каю уроки без уважительной причины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доволен отношением учителя ко мне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всегда понимаю объяснения нового материала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашние задания всегда делаю сам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Много читаю по предмету (посещаю факультатив, кружок) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
□ 9-8 баллов — безразличное (Б);
□ 7-5 баллов - отрицательное (О);
□ 4-0 баллов — крайне отрицательное (К).
При обобщении полученных результатов необходимо учесть как минимум два их аспекта.
Во-первых, можно проанализировать общую структуру отношения класса к учебному процессу в целом, составив рейтинг предметов. Его очень удобно представлять в виде гистограммы, составленной на основе усредненных оценок (рис. 11).
Рис. 11. Диаграмма, отражающая рейтинг предметов в классе
Этот метод представления данных, безусловно, очень привлекателен, эстетичен, оставляет простор для художественного творчества психолога, внося в его работу новые нотки. Тем не менее выше уже обсуждались недостатки усреднения индивидуальных показателей по любой из диагностических методик. В частности, на гистограмме не видны причины низкого рейтинга тех предметов, которые получили минимальные средние оценки. Поэтому для более детального анализа необходимо вернуться к первичным протоколам и постараться их найти. Как правило, для предмета с низким рейтингом выделится в тенденции основная причина подобной «нелюбви»: это может быть и трудность предмета, и неудовлетворенность взаимодействием с учителем, и неинтересная форма подачи учебного материала, и возможность практически безнаказанно прогуливать соответствующие уроки и т. д.
Возможность проанализировать структуру отношения учащихся к каждому предмету (особенно получившему низкий рейтинг), помимо предложенного выше качественного анализа, дает второй способ представления данных. Он заключается в обобщенной характеристике типов отношения учащихся конкретного класса к определенному учебному предмету. Самой удобной графической формой представления этих сведений является круговая диаграмма, в которой обобщаются индивидуальные отношения учащихся к данному предмету в их процентном соотношении (рис. 12).
□ активно-положительное ■ положительное □безразличное □отрицательное ■ крайне отрицательное
|
Рис. 12. Диаграмма, иллюстрирующая соотношение различных типов отношения к урокам литературы
Однако эта диаграмма в целом может считаться лишь дополнительной информацией к количественному и качественному анализу рейтинга предметов, поскольку выстраивается на основе тех же цифр, что и рейтинговая гистограмма. По этим же причинам ее качественная интерпретация даст результаты, не отличающиеся от аналогичной работы с предыдущим рисунком.
Полученные результаты следует предъявлять педагогам (естественно, в обобщенном виде) крайне осторожно, так как для многих они могут оказаться личностно-значимыми. В этой связи по возможности вообще следует избегать оглашения «рейтинга» или «типов отношения» в рамках педсоветов или консилиумов, поскольку сами эти слова несут в себе выраженный потенциал оценки профессиональной и человеческой компетентности педагога. Вполне достаточно сосредоточиться на «положительных сторонах урока глазами детей» и «тех сторонах, где есть что улучшить».
Проанализировав полученные результаты, можно прийти к следующим выводам: за 2010/2011 по 2014/2015 учебные годы наблюдается устойчивое повышение уровня мотивации к предмету «Математика» и «Алгебра».
В 2010-2011 уч. г. были получены следующие результаты: - активно положительное отношение – 24% - положительное – 60% - безразличное отношение – 7% - отрицательное – 9%
|
|
В 2011-2012 уч. г. были получены следующие результаты: - активно положительное отношение – 26% - положительное – 63% - безразличное отношение – 6% - отрицательное – 5%
|
|
В 2012-2013 уч. г. были получены следующие результаты: - активно положительное отношение – 26,5% - положительное – 72% - безразличное отношение – 7% - отрицательное – 3%
|
|
В 2013-2014 уч. г. были получены следующие результаты: - активно положительное отношение – 28% - положительное – 82% - безразличное отношение – 3% - отрицательное – 1,5%
|
|
В 2014-2015 уч. г. были получены следующие результаты: - активно положительное отношение – 29,1% - положительное – 85% - безразличное отношение – 1% - отрицательное – 1,2%
|
Наблюдается повышение активно положительного отношения к предмету, а так же положительного отношения. Приветствует тенденция к снижению уровня отрицательного и безразличного отношения.
Сравнительный анализ результатов сдачи ЕГЭ по математике с 2010/2011 годов по 2014/2015 года.
Год |
Школа |
Город |
Россия |
2011 |
49,4 |
45,3 |
47,49 |
2012 |
45,22 |
43,88 |
44,60 |
2013 |
48,12 |
46,13 |
48,07 |
2014 |
57,96 |
45,91 |
46,42 |
2015 |
53,20 |
47,27 |
49,56 |
Средний |
50,80 |
45,70 |
47,20 |
Сравнительный анализ результатов сдачи ГИА по математике за 2010/2011 года
Год |
Школа |
Город |
Россия |
2013 |
48,9 |
46,3 |
47,88 |
Поступление в ВУЗы
Год |
Количество учащихся |
Технические ВУЗы |
Гуманитарные ВУЗы |
Бюджетная основа |
Платная основа |
ССУЗ |
2010-2011 |
25 |
17 |
5 |
18 |
14 |
3 |
2011-2012 |
25 |
17 |
5 |
18 |
14 |
3 |
2012-2013 |
26 |
12 |
12 |
20 |
4 |
2 |
2013-2014 |
27 |
20 |
6 |
23 |
3 |
1 |
2014-2015 |
21 |
13 |
5 |
7 |
11 |
3 |
Таблица качества знаний по успеваемости учащихся
Учебный год |
Класс |
Качество знаний в % |
Общее среднее значение |
Успеваемость по предмету в % |
Общее среднее значение |
2010-2011 |
7 «Б» алгебра |
38,5 |
39,0 |
98 |
97,6 |
|
7 «Б» геометрия |
39,1 |
98 |
||
|
9 «А» алгебра |
39,2 |
97 |
||
|
9 «А» геометрия |
39,0 |
97 |
||
|
10 «А» алгебра |
39,2 |
98 |
||
|
10 «А» геометрия |
39,5 |
98 |
||
2011-2012 |
8 «Б» алгебра |
38,8 |
39,6 |
97 |
97,5 |
|
8 «Б» геометрия |
39,3 |
99 |
||
|
10 «А» алгебра |
39,4 |
98 |
||
|
10 «А» геометрия |
40,5 |
97 |
||
|
11 «А» алгебра |
39,4 |
96 |
||
|
11 «А» геометрия |
39,9 |
98 |
||
2012-2013 |
9 «Б» алгебра |
38,8 |
47,9 |
98 |
99,7 |
|
9 «Б» геометрия |
39,3 |
100 |
||
|
10 «А» алгебра |
40,1 |
100 |
||
|
10 «А» геометрия |
42,0 |
100 |
||
|
11 «А» алгебра |
43,2 |
100 |
||
|
11 «А» геометрия |
41,9 |
100 |
||
2013-2014 |
6 «А» математика |
36,6 |
43,9 |
100 |
99,2 |
|
10 «А» алгебра |
40,2 |
98 |
||
|
10 «А» геометрия |
43 |
98 |
||
|
11 «А» алгебра |
46,5 |
100 |
||
|
11 «А» геометрия |
53,3 |
100 |
||
2014-3015 |
7 «А» алгебра |
39,1 |
44,9 |
98 |
98,5 |
|
7 «Б» геометрия |
40,9 |
98 |
||
|
11 «А» алгебра |
48,4 |
100 |
||
|
11 «А» геометрия |
51,1 |
100 |
Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА